Бороться с бедностью без булыжников

Антон Хащенко: Борьба с бедностью, чрезмерной дифференциацией в доходах может, конечно, вестись и в рамках принятия тактических решений. Нередко не менее несправедливых, чем критикуемое положение дел, как и популистских, типа дополнительного налогообложения богатых или введения прогрессивной шкалы. Но любом случае, как ни относиться к постоянно формулируемым предложениям из этого ряда, всё это тактика, но не стратегия.

Если же мы хотим проснуться в другой стране хотя бы через поколение, то разгадка — в образовании. И не столько в качестве образовательных программ как таковых (в 21 веке все равно придется постоянно учиться и развиваться самостоятельно), сколько в воспитании и пресловутой молодежной политике (в самом широком понимании этого термина, не про шарики и праздники). Мало уже, кто помнит, но был в России такой министр образования Филиппов, который сформулировал понятие образование как составное из обучения и воспитания.

И хотя этот подход на 100% верный, он до сих пор не реализуется от слова никак. Поскольку для этого нужно хотя бы определить, какими качествами и поведенческими установками должен обладать выпускник школы, ПТУ, вуза и т.д., чтобы под них и формировать уже соответствующие программы. И что немаловажно — под нужные педагогические компетенции готовить кадры для образования.

Сегодня, если посмотреть на существующие документы, можно встретить какие-то расплывчатые формулировки, типа способность к социальной адаптации, гражданин, патриот и т.д. Которые каждый может понимать по-своему. В результате на выходе — ноль «выхлопа».

Конечно, это непростая задача, требующая широкого, в т.ч. экспертного обсуждения, но какие-то штрихи можно делать хоть сейчас.

К примеру, это мотивация на успех, причем не обязательно финансовый — тот же профессиональный. Если молодой человек изначально не стремится к каким-бы то ни было достижениям, то навряд ли он без посторонней помощи окажется даже в категории «средний класс».

Это мотивация к постоянному саморазвитию. Если человек застрял на уровне той образовательной программы, которую ему дали 10 лет назад, то с большой вероятностью он не будет ни богатым, ни пользующимся уважением в профессиональной среде.

Это уважение к частной собственности и чужому богатству. Если выпускник заранее уверен в том, все богатые — козлы и преступники, то свои первые неудачи он легко спишет именно на это, и в итоге сядет на печь ждать с моря погоды. Или побежит закидывать камнями ОМОН. И в итоге окажется проигравшим. И т.д. и т.п.

То же самое можно формулировать и под другие задачи. Например — под появление Гражданина, который осознанно ходит на выборы, который нетерпим к несправедливости, который знает и умеет отстаивать свои права, который уважает Закон и т.п. Который терпим у чужим мнениям (а сегодня практически все поголовно не готовы к этому), но нетерпим к непрофессионализму и глупости (если дураку вовремя не сказать, что он дурак, через 30 лет, не меняясь, он может стать министром или депутатом).

В общем, фронт работы на многие годы вперед. Было бы только, кому этим всем заниматься. Пока что все реформаторство в сфере образования сводится к появлению новых бумажек и отчетов. Бессмысленных и беспощадных.