Круглый стол Столыпинского клуба на МЭФ-2018

Формирование долгосрочной стратегии социально-экономического развития – одна из сложнейших задач для России. Невозможно добиться развития, диверсификации и модернизации экономики только за счет таргетирования инфляции и сбалансированного бюджета. На полях Московского экономического форума участники Столыпинского клуба обсудили меры для стимулирования эффективного роста экономики.

Были предложены следующие вопросы для дискуссии:

• Могут ли административная и правовая реформы рассматриваться как условия экономического роста?
• Какова связь частных инвестиций и государственной политики?
• Как влияют технологические сдвиги на экономический рост?
• Можно ли превратить социальную политику в драйвер роста?

Николай Остарков: Столыпинский клуб — это площадка для обсуждения различных позиций, в основном в социально-экономической сфере, и подготовка предложений, которые в частности нашли свое воплощение в политике роста, которая была опробована, подготовлена, прошла длительные дискуссионные обсуждения в течение нескольких лет. Теперь мы имеем подготовленную политику роста, с которой выступал на предыдущих, только что прошедших президентских выборах Борис Юрьевич Титов. Мы как площадка продолжаем функционировать, выполнять эту функцию обеспечения дискуссии, возможности обсуждения различных позиций, точек зрения, стараемся, чтобы у нас было интересно, чтобы эти позиции не были банальными, и мы находили какие-то интересные, нетривиальные решения и все это идет в копилку тех рекомендаций, которые дает Столыпинский клуб. Сегодняшнее наше заседание посвящено проблеме «Экономика роста: государство, бизнес и общество». Давайте представим, что у нас есть программа политики роста, что она готова, каким-то образом опробована, поддержана и имеет право на существование с точки зрения ее экспертной проработки. Что делать дальше? И вообще, что такое рост и как с ним работать?

Валерий Чичканов (Советник Президента РАН): Не ошибусь, если скажу, что базовая идея – это повышение качества жизни. Это связано с ростом, но вы прекрасно знаете, что сегодня ряд стран меньше заботятся о росте, хотя это очень важно. В частности, если взять ту же Японию. Они заботятся о том, как наиболее эффективно, правильно, конструктивно разделить тот пирог, который мы называем ВВП. Мы часто говорим о росте. Это основа инвестиций. Но тут же говорим о том, что не хватает денег. Но банки переполнены деньгами, сумма которых зашкаливает за 70 трлн рублей. Однако, известна статистика, сколько идет в реальный сектор в виде кредитов. Денег действительно достаточно много, но эффективность их использования недостаточна.

Мы часто говорим о бюджете страны, но только 7% инвестиций поступает из бюджета. Бюджет, по сути дела, не очень сильно влияет на инвестиции. Влияют многие другие источники. Мы самая богатая страна с точки зрения природных ресурсов. У нас гигантский научный потенциал. Но у науки сегодня нет тесного контакта с властью, и еще хуже, контакта с бизнесом. От науки нельзя ждать, что сегодня заказал, а завтра получил. Некоторые исследования, особенно фундаментальные, могут длиться годами. Причём 80% бывает вхолостую, отрицательный результат. Мы неслучайно говорим в науке, что отрицательный результат – это тоже результат. В 80-е годы, когда шло общее собрание Академии наук, первый ряд был занят министрами. В президиуме или председатель Совета министров, или его зам, курирующий науку. Но в первом ряду сидели министры. Они просто сидели, но в блокноты писали, слушали и слышали. Сегодня редко увидишь министра на общих собраниях РАН. Медведев подписал распоряжение, чтобы представители РАН присутствовали во всех ведомствах – министерства, службы и агентства – в коллегиях, особенно в экспертных, научно-технических советах. Это дает возможность нам теснее узнать друг друга. Если поставить на чашу весов то, чем мы с вами располагаем, насколько мы богаты, а на другую чашу то, как мы с вами живем, видна проблема.

Я думаю, что диагноз уже известен, о нем везде говорят, пишут. Достаточно хороший диагноз изложен в стратегии экономической безопасности России до 2030 года, которая была подписана в мае 2016 года. Неплохо диагноз был изложен в послании Президента от 1 марта. Сейчас ищут пути роста. Первый путь — нам надо научиться достаточно эффективно использовать то, что мы имеем, рационально тратить тот бюджет, который у нас есть. В первую очередь это зависит от системы государственного управления на уровне страны, регионов, муниципальных образований. Эффективность управления определяется, с одной стороны, степенью достижений целей, который сформулированы в посланиях, указах, стратегиях, с другой стороны, она определяется реальным уровнем жизни населения, его социальным и духовным самочувствием.

Мир и Россия состоят из множества людей, которые принадлежат к разным социальным группам. В 90-е определилась новая группа, это олигархи, средний бизнес, малый бизнес. Это ученые, врачи, педагоги, пенсионеры. Много различных групп. Каждая из этих групп полагает, что государство должно служить именно ее интересам и потребностям. И это на самом деле так. Но кредо государства звучит так: всем не угодишь. И правда. У нас есть интересы государства, есть корпоративные интересы и личные. Вы прекрасно знаете, что эти три группы интересов никогда не совпадают на 100%. Слава богу, что их несовпадение не революционное. Государство не является институтом общественного управления, но служит механизмом управления делами общего подразделения, а потому многое зависит от тех, кто формирует и запускает этот механизм. Один из таких механизмов предложил Борис Титов. Некоторые элементы из этого механизма, с точки зрения денежно-кредитной политики излагал Глазьев. Мы знаем, что есть программа, которую разрабатывает Кудрин. Это механизм, который разрабатывают, на его основе будет управляться государство в очередные шесть лет.

Как бы ни формировалось государственное управление, оно должно учитывать специфику групп. У России есть своя специфика. Она и территориальная, и климатическая. Я уже не говорю о внутренних и внешних факторах. Я бы сказал, что оно должно учитывать свою миссию. Учитывая миссию, государство одновременно должно находиться над рынком, обеспечивать национальную безопасность, здравоохранение, образование, фундаментальные научные исследования, развитие культуры и защиту малоимущих.

Что значит над рынком? Есть законы рынка. Один из распространенных законов: деньги, товар, капитал, услуги, рабочая сила двигаются туда, где выгодно. Пойдут инвестиции в северную, арктическую зону, в вечную мерзлоту? Конечно, нет. Главной скрипкой здесь должно быть государство. Оно должно быть над рынком. Роль государства здесь трудно переоценить. Долгие годы идёт дискуссия между либералами и консерваторами. У нас в стране либералы говорят, что государство должно уйти из рынка. Я консерватор. Я на других позициях. Роль государства в нашей стране трудно переоценить. Механизмы, которые сегодня есть, уже известны. Важно политическое решение. Если оно будет, то многие проблемы вполне решаются, потому что наша страна богата совершенно потрясающими талантливыми людьми.