Украинский кризис: факты и возможности

ДОКЛАД СТОЛЫПИНСКОГО КЛУБА
22.10.2018

Украина как государство возникло в 1991 году на месте советской административной единицы в виде УССР в результате раздела СССР на территории, управляемые бывшими главами компартий советских республик. Границы Украины не соответствуют исторической территории предшествовавших государственных образований, культурным, этническим и экономическим принципам. Это привело к возникновению тяжёлых конфликтов на геополитической и этнонациональной основе.

На территории Украины проживают украинцы, русские, поляки, евреи, венгры, гагаузы и другие национальности. Основной бытовой язык, родной для большинства — русский. Русская и украинская культуры чрезвычайно схожи. Основное различие между русскими и украинцами — система управления (национально-территориальная элита) и геополитическая ориентация.

В связи со схожестью украинцев и русских, близостью экономик, культур, истории и т.д., украинскому государству — любому! — при любом самостоятельном управлении объективно нужно прежде всего явным образом отделиться от ближайшего народа и государства — России и русских. Поэтому курс на обособление, на украинизацию, на поиск новых национальных символов неизбежен для любого украинского правительства, будь то откровенно проамериканское как при Ющенко и Порошенко, или внешне пророссийское как при Кучме и Януковиче.

Из этого закономерно вытекает, что Украина с момента своего создания в 1991 году стремилась и будет стремиться к обособлению от России. Для этого Украине нужны и другие геополитические партнёры, другая, отличная от России, история, иные герои, язык, образование, СМИ и т.д. Многие украинцы, возможно, даже и численное большинство считают себя русскими. Поэтому на Украине и возникли теории «настоящих» русских — украинцев и «плохих» (смешанных с финно-уграми, татарами и т.д.) — москалей. К этому добавляются уничижительные характеристики русских – «ватники», «колорады» и т.д.

Государственный переворот на Украине и свержение Януковича произошли в результате объединения сил внутренней элиты, боровшейся за власть с Януковичем и сил коллективного Запада, заинтересованого в геополитическом, военном и экономическом ослаблении России. Соединение этих сил при политике невмешательства России и крайне неудачной, противоречивой и предательской политике Януковича привели к госперевороту, смене власти и резкому коренному изменению геополитического курса.

Следует отметить, что украинский кризис вызван не только взрывом внутренних противоречий украинского общества, но и является крупнейшим геополитическим конфликтом. Геополитическое измерение украинского кризиса определяется политикой расширения НАТО и Евросоюза на Восток, а также поворота США к политике сдерживания России, противодействия реинтеграции постсоветского пространства и предотвращения образования «оси сотрудничества и партнерства» между Евросоюзом, Россией и Китаем.

В результате произошел новый раскол Европы и самого русского мира. Мир втянулся в «новую холодную войну», или скорее конфронтацию нового типа, не похожую ни на противостояние двух блоков в послевоенное время, ни на соперничество континентальных держав XIX-XX веков. Кризис превратился в серьезный тормоз экономического развития Евросоюза, Украины и России.

Кризис привел к резкому усилению националистических и фашистских сил как на Украине, так и в Европе в целом. Западу нужна Украина, главным образом, для экономического, военного и геополитического ослабления России как геополитического соперника. Кроме того, Запад рассчитывает использовать Украину как пример успешной трансформации постсоветского государства в часть западного мира, что послужит наглядным примером для России и приведёт к коренной смене власти и внешнеполитического курса России. Пока, в силу неудовлетворительного состояния экономики Украины и самой Европы, планы Запада тормозятся и Украину используют главным образом как пропагандистский плацдарм и раздражитель.

Экономическое положение Украины при поддержке Запада не так плохо, как могло бы быть из-за разрыва связей с Россией. Сглаживанию проблем способствует открытие границ ЕС для украинцев и возможность поездок на запад на заработки, отдых и учёбу. Одновременно стремительно растёт задолженность Украины перед западными странами. Экономическое оживление куплено в долг.

Отделение Крыма от Украины и присоединение его к России, военный конфликт на Донбассе сплачивают украинское общество вокруг национального правительства. Этому способствует мощная пропаганда и поддержка Запада. Тем не менее, в результате разрыва исторически сложившихся связей экономика Украины находится в неудовлетворительном состоянии, уровень жизни снижается несмотря на краткосрочное улучшение по сравнению с низкой базой и борьба элит обостряется.

Наша деятельность в отношении Украины пока не привела к удовлетворительным результатам. Санкции Запада усиливаются. Конфликт на Донбассе не утихает. Минские соглашения не реализуются. Социально-экономическая обстановка в Донбассе для населения тяжелее, чем на Украине. Население испытывает экономические трудности. Россия не признаёт государственную самостоятельность республик, ограничиваясь гуманитарной и дипломатической поддержкой. При этом Россия несёт гигантские внешнеполитические, имиджевые и экономические издержки в связи с ситуацией на Донбассе, что усугубляет экономические и социальные проблемы в самой России.

Очевидно, что минские соглашения не будут реализованы никогда. Для Киева они неприемлемы. Без согласия Киева мы также не сможем их реализовать. Следовательно, это тупик. В ситуации тупика конфликт остаётся замороженным на неопределённый срок. В таком случае необходимо, чтобы в замороженном состоянии конфликт не наносил дополнительного вреда России, не был чрезмерно обременительным для нашей экономики. Существенным условием сохранения конфликта в замороженном состояние является, как минимум, поддержание приемлемого уровня жизни для населения Донбасса. В случае длительного сохранения крайне низких условий жизни при некачественном управлении население станет оппозиционным властям Донбасса и России, а это грозит социальным и политическим взрывом.

В этих условиях нам необходима коренная переоценка нашей политики в отношении Украины, постановка иных долгосрочных и краткосрочных задач и выработка иных мер, которые позволят защитить интересы России в долгосрочной перспективе и минимизировать потери в краткосрочной.

Долгосрочные цели

Поскольку государство Украина априори не может быть дружественным России (в самом лучшем случае — вынужденный нейтралитет) мы должны рассматривать Украину как враждебное нам сегодня и в долгосрочной перспективе не являющееся союзником государство. В связи с этим укрепление украинской государственности не входит в наши приоритеты. Целостность Украины и сильная центральная власть на территории Украины не в наших интересах ибо представляет актуальную или потенциальную угрозу.

В то же время военный захват территории Украины не может быть нашей целью. Прямой военный конфликт России с Украиной будет катастрофичен для России. Украина — это большое государство с крупной армией, большими людскими ресурсами и поддержкой коллективного Запада. Война с Украиной не может быть краткосрочной, она приведёт к вовлечению в конфликт Запада, который способен оказать колоссальную финансовую, экономическую, военную и даже людскую (через наёмничество) поддержку Украине. Война приведёт к неприемлемым людским, экономическим и политическим потерям для России. Даже если предположить достаточно быструю победу армии и возникновение дружественного правительства, России придётся восстанавливать разрушенное хозяйство, жильё, поддерживать финансами новое государство и правительство в условиях враждебного (а оно неизбежно будет враждебным после ввода войск) населения, экономической блокады Запада (вплоть до разрыва газовых контрактов) и других трудностей.

Признание республик Донбасса возможно, но для признания республик должен быть состоявшийся очевидный повод: официальный отказ Украины от выполнения минских соглашений, агрессия ВСУ против республик, большие человеческие жертвы, обострение гуманитарной ситуации. Другим условием возникновения и легитимизации Донбасских республик должно стать возникновение легитимных властей. Для этого на территории республик должны возникнуть и действовать политические партии, пройти прозрачные выборы. Население республик должно быть уверено в легитимности своих властей, поддерживать их, лидеры должны иметь украинское происхождение, быть уроженцами этих мест и лицами, известными на Украине.

Нам нужно в корне изменить информационную политику в отношении Украины и украинцев. Либо молчание, либо весомые доводы, исключить перепалки и оскорбления. Нужны постоянные исторические экскурсы о братстве и единстве русского, белорусского и украинского народа, фильмы, конференции и многое другое. Приглашение и показ по центральным каналам малоизвестных на Украине интеллектуально слабых политологов, оскорбляющих Россию и русских, вызывает неприятие среди россиян. Но то же самое вызывает и неприятие россиян украинцами, что ведёт к уменьшению поддержки России на Украине.

В политической области важно предоставлять трибуну и ресурсы украинским оппозиционным деятелям, снять ограничения, накладываемые на них Киевом. Обеспечить пророссийские украинские силы как в России, так и на Украине финансовой, информационной и организационной поддержкой. При этом поддерживать практически все оппозиционные нынешнему правительству силы, не добиваясь их объединения под руководством одного лидера. В условиях крайней агрессивности украинских властей против России возможна поддержка любых оппозиционных сил внутри Украины.

Нужны специальные информационные акции — телеканал «Украина», радиостанции, вещающие на Украину, интернет-ресурсы, газеты, книги, журналы, конкурсы, молодёжные лагеря, акции памяти и многое другое. Нужно приглашать в Россию лидеров общественного мнения и искусства с Украины, нуждающихся в материальной и моральной поддержке, защите от преследований властей. Важно максимально информировать украинское население о реальных делах и делишках киевских властей, о фактах коррупции, включая делёжку маржи от перепродажи российского газа. Поощрять информирование украинских переселенцев и гастарбайтеров о реальной ситуации в России, на Украине, в ЛНР и ДНР.

Считаем целесообразным наладить диалог с вменяемыми силами на Западе, способными сравнительно адекватно оценивать ситуацию на Украине без идеологических штампов и бедумного следования американскому гегемонизму и необоснованному западному триумфализму.