Какой Центробанк нужен стране?

Конституционный статус ЦБ РФ и развитие страны

Доклад Евгения Тарло

ЦБ РФ прямо упоминается в нашей Конституции дважды: в ст. 75 , помещённой в главу «Федеративное устройство» и в ст. 83, говорящей о полномочиях Президента РФ. Пункты 1и 2 ст. 75 Конституции закладывают фундамент правового положения и компетенции Центрального банка Российской Федерации.

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Пункт первый этой статьи устанавливает монополию ЦБ РФ на эмиссию денег в РФ, а п. 2 устанавливает основную функцию ЦБ РФ в защите и обеспечении устойчивости рубля, а также его независимости от ДРУГИХ органов власти.
Из этого пункта следует, что законодатель рассматривает ЦБ как один из органов государственной власти, поскольку иначе органы власти РФ не были бы названы «другими» по отношению к ЦБ. Не думаю, что употребление этого слова является ошибкой или недоработкой в законотворческом процессе. В других законах, и прежде всего, в законе РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлены целый ряд полномочий , которые присущи именно органам власти РФ.

1. Прежде всего, отмечу полномочия Банка России в области законотворчества:
В соответствии со ст. 7 ФЗ «О ЦБ РФ» Банк России издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно.
Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Не подлежат государственной регистрации и вступают в силу в соответствии с предусмотренным в них порядком нормативные акты Банка России, устанавливающие:

  • изменение процентных ставок;
  • размер обязательных резервных требований (нормативы обязательных резервов, коэффициент усреднения обязательных резервов); (см. текст в предыдущей редакции)
  • размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, а также для некредитных финансовых организаций в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами;
  • прямые количественные ограничения;
  • отраслевые стандарты бухгалтерского учета для Банка России, план счетов бухгалтерского учета для Банка России и порядок его применения;
  • порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Банк России выполняет функции законодателя в области финансов и банковской системы. При этом он не только сам принимает общеобязательные нормативные акты, но и самостоятельно определяет порядок их принятия, который принципиально отличается от законодательных процедур органов законодательной власти и нормотворческих процедур органов исполнительной власти. Уровень нормотворчества ЦБ РФ относится к высшему, законодательному уровню, поскольку его нормативные акты общеобязательны для всех юридических и физических лиц, а также органов государственной власти на территории РФ, включая Правительство и Президента РФ, но одновременно ЦБ вправе выпускать акты уровня исполнительной власти, адресованные специфическим субъектам финансовых и банковских правоотношений.

Таким образом, ЦБ РФ выполняет функции законотворчества и нормотворчества в области финансовой, банковской, страховой деятельности и рынка ценных бумаг. Следовательно, ЦБ РФ является специфическим законодательным органом финансовой власти (мегарегулятором).
Проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России, что создаёт ещё одно ограничение для законодателей и увеличивает значимость ЦБ в этой сфере.

Следует отметить, что являясь органом законодательства в области финансов, ЦБ не только сам разрабатывает, сам утверждает, но и сам исполняет и сам проверяет исполнение отраслевых стандартов, функционирования системы Банка России и правил бухгалтерского учёта как коммерческих банков, так и своих собственных, то есть разрабатывает правила, по которым действует сам, по которым работают коммерческие банки, включая подконтрольный ЦБ Сбербанк. Но ‘то означает также, что ЦБ сам разрабатывает правила, по которым проверяют его деятельность и оценивают его работу.

2. Помимо функций органа законодательной власти, ЦБ РФ сочетает в своей деятельности функции органа исполнительной власти.

Действуя в качестве органа исполнительной власти в области финансов, банковской, страховой, пенсионной деятельности и рынка ценных бумаг, ЦБ РФ издаёт указания, инструкции, устанавливает нормативы, выдаёт и отзывает лицензии на право занятия банковской, негосударственной пенсионной деятельностью и деятельностью в области рынка ценных бумаг.
Банк России проводит мероприятия по защите и укреплению рубля, обеспечению стабильности и развитию национальной платёжной системы, развитию финансового рынка, обеспечению стабильности финансового рынка.
В данном отношении ЦБ действует как высший орган исполнительной власти в области банков и финансов.

Особенно следует отметить функцию ЦБ РФ по выдаче лицензий и отзыву лицензий коммерческих банков. Если выдача лицензии на осуществление банковской деятельности является актом органа госуправления, аналогичной государственной регистрации юридического лица, хотя и по значительно более сложной процедуре, то прекращение такой лицензии, являясь административным актом, вторгается в конституционную сферу судебных органов. Прекращение лицензии финансовой организации предрешает её банкротство, поскольку лишает права заниматься той деятельностью, для которой оно создано. При этом отзыв лицензии лишает возможности восстановить платежеспособность финансовой организации, поскольку запрещает ей уставную коммерческую деятельность, которая создаёт прибыль и позволяет погасить расходы и убытки. Порядок мер воздействия и наказания коммерческих банков устанавливается нормативными актами Банка России. Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России. Такое положение ставит банки и финансовые организации в бесправное состояние, полностью зависящее от усмотрения сотрудников ЦБ и их расположения к той или иной организации. Это создаёт благоприятные условия для коррупции. Отзыв лицензии у банка или финансовой компании обесценивает акции участников и предрешает решение суда по делу о банкротстве.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ Право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Отзыв лицензии у действующего банка или финансовой организации лишает собственников этих банков и организаций принадлежащего им имущества без судебного акта, в силу усмотрения работников Банка России. Более того, приостановление или отзыв лицензии приводит и к нарушению прав клиентов этих организаций (вкладчиков банков, участников расчётов и т.д.). В данном случае ЦБ РФ выполняет функции суда, судом нем являясь, что прямо противоречит ст.35 Конституции РФ.

3. Банк России, выполняя функции органов законотворческой и исполнительной власти, одновременно осуществляет:

— надзор за деятельностью кредитных и иных финансовых организаций и банковских групп;
— контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;
— регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах

Таким образом, Банк России, выполняя нормотворческие и организационно-исполнительные функции в области банковской и финансовой деятельности, организации денежного обращения в стране, сам осуществляет контроль и надзор за собственной деятельностью и за деятельностью подконтрольных учреждений и организаций.

Оценивая государственные полномочия Банка России, следует отметить, что соединение функций законодательства, исполнения законов, надзора и контроля за собственной деятельностью и деятельностью подконтрольных и зависимых учреждений и организаций противоречит принципам Конституции РФ. В силу статьи 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Конституция РФ не предполагает наличия отдельной «финансовой власти» и соединения функций законодательной, исполнительной и судебной властей. Тем не менее, в случае с Центральным банком РФ мы видим именно такое соединение. Принципы разделения властей заложены в Конституции в целях предотвращения злоупотребления властью, взаимного контроля властей, разделения функций законотворчества, исполнения законов, надзора, контроля и суда. Соотнося положения статей 10 и 75 Конституции, мы должны признать, что в статье 75 допущено искажение принципов, изложенных в статье 10, которая находится в главе «Основы конституционного строя» и имеет более высокую силу, чем ст.75. Статья 16 Конституции РФ прямо говорит о том, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Из этого следует, что указание, что ст.75 Конституции должна быть изложена в другой редакции, соответствующей основам конституционного строя РФ. Соответственно должен быть изменён закон « О ЦБ РФ».

4. Помимо указанного нарушения основ Конституции, заключающегося в соединении функций законодательной, исполнительной и судебной властей, закон о ЦБ имеет много других норм, нарушающих Конституцию РФ и законодательство РФ.

В частности, закон о ЦБ предусматривает публикацию его нормативных актов в ведомственном сборнике, что затрудняет получение об этих актах информации большинству граждан и юридических лиц, хотя эти акты общеобязательны и прямо влияют на права и обязанности граждан. Кроме того, закон о ЦБ предполагает принятие ряда актов без их государственной регистрации и опубликования, что нарушает конституционные принципы и нормы действующего законодательства.

Статья 15 Конституции РФ устанавливает принцип, согласно которому все законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

5. ЦБ РФ как юридическое лицо.

В соответствии с п.1 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

ЦБ РФ является юридическим лицом, однако собственного имущества не имеет, поскольку всё его имущество принадлежит РФ, а имущество, необходимое ЦБ для его деятельности не обособлено от всего остального государственного федерального имущества РФ. Поскольку всё имущество ЦБ принадлежит РФ, его обособление для ЦБ как самостоятельного юридического лица возможно только специальным законом или Постановлением Правительства РФ как органа, уполномоченного распоряжаться имуществом РФ.

Указание в ГК РФ на то, что правовое положение ЦБ РФ определяется Конституцией и законом о ЦБ никак не решает проблему правосубъектности ЦБ РФ. Фактический статус ЦБ РФ противоречит и Конституции РФ, нормам и принципам гражданского законодательства, и практике других государств.
Фактически ЦБ РФ выведен из гражданского оборота как юридическое лицо, созданное в установленном порядке. Его нельзя отнести ни к коммерческим, ни некоммерческим организациям, ни к органам госуправления. Его статус внутренне противоречив и предполагает вольное трактование как сотрудниками банка, так и иными лицами. Это также противоречит принципам российского права, поскольку создаёт неопределённость в правовом положении участника гражданских правоотношений. Например, в случае ответственности ЦБ РФ по своим сделкам в сфере гражданских правоотношений (строительство, страховые случаи и т.д.) отвечать будет не ЦБ РФ своим имуществом, а вся Российская Федерация, поскольку всеми золотовалютными и денежными активами РФ владеет, пользуется и распоряжается ЦБ.

Ответственность за действия ЦБ как органа власти, который нанёс вред своими действиями гражданину или физическому лицу также будет нести вся Российская Федерация, поскольку обособленного имущества у ЦБ РФ нет.
Сотрудники ЦБ РФ не считают Банк России государственным учреждением. Ни в одном правовом акте не указано прямо, что ЦБ РФ является государственным органом. Тогда на каком основании ЦБ владеет, пользуется и распоряжается федеральной государственной собственностью? Без специального акта Правительства РФ получение какого-либо имущества РФ незаконно. Передача негосударственной организацией в пользование, владение и распоряжение государственного имущества есть акт приватизации. Такого акта не издавалось, следовательно, ЦБ РФ незаконно использует в своей деятельности государственное имущество за исключением денежных средств в рублях, эмитентом которых является по закону.

6. В соответствии со ст.2 ФЗ “О ЦБ РФ” уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью.

Однако ни в Конституции, ни в законе “О ЦБ”, ни в уставе банка не указано, что он является государственным органом или государственной организацией. Напротив, ЦБ РФ постоянно подчёркивает свою полную независимость и самостоятельность. На сайте ЦБ РФ указано буквально следующее: <<Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. >>
Таким образом, ЦБ РФ, не являясь органом государственной власти, издаёт нормы, обязательные для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами, а также органами государственной власти. Не являясь государственным учреждением, он распоряжается золотовалютными запасами РФ, является единственным (по закону) эмиссионным центром и распоряжается всем имуществом, находящимся у него в управлении, включая резервы коммерческих банков, депозиты, денежные средства, уставный фонд и иное имущество.

В силу статьи 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Следовательно, никто кроме избранных или назначенных в установленном порядке органов государственной власти не вправе издавать обязательные для исполнения нормы.

Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею. Поскольку Центральный Банк РФ не является государственным учреждением или организацией он не вправе управлять государственной собственностью РФ.
Для осуществления таких полномочий ЦБ РФ должен быть государственным учреждением, которое в установленном порядке (постановлением Правительства или специальным законом) будет наделено соответствующим имуществом. При этом должно быть разделено имущество, необходимое для деятельности ЦБ как учреждения (здания, сооружения, уставный капитал, оборудование, машины) и имущество, находящееся в управлении с установленными законом полномочиями и ограничениями.

Сравнительный анализ правового статуса ЦБ РФ и центральных банков других государств говорит о том, что ВО ВСЕХ ГОСУДАРСТВАХ национальные банки являются государственными, подконтрольны государству. Канада, Китай, Франция – прямые указания на государственный статус. ФРС США – руководит системой государственный орган, а в капитале ФРС участвуют частные региональные банки. Европейский ЦБ учреждён национальными банками европейских стран.

Во всех странах мира центральные банки обеспечивают кредитование правительства и его программ, покупая за эмитируемые ими деньги государственные обязательства. В нашей стране обратная ситуация: РФ предоставила ЦБ имущество, включая акции Сбербанка, здания, сооружения, золотовалютные запасы, сделало его единственным эмиссионным центром национальной валюты, однако ЦБ, став монополистом на финансовом рынке, не финансирует программы правительства.

7. В соответствии со ст.8 ФЗ «О ЦБ РФ» Банку России запрещено участвовать в капитале кредитных организаций.

Это требование логично, поскольку ЦБ осуществляет функции нормотворчества, управления, лицензирования, надзора и контроля в банковской сфере. Однако этим же законом сделано одно исключение в отношении Сберегательного банка РФ. На этапе переходного периода от советской банковской системы к рыночной экономике это можно было понять как переходную норму, имеющую своей целью сохранить стабильность крупнейшего банка страны и обеспечить выполнение обязательств перед гражданами. Однако сейчас, когда создана система коммерческих банков, а Сбербанк на 49 процентов приватизирован, в его капитале участвуют иностранцы, сохранение такой нормы является мерой по созданию особых условий для одного из коммерческих банков.
В условиях системного административного лишения сотен банков, как малых, так и крупнейших лицензий на право банковской деятельности, сохранение контрольного пакета акций и получение огромных дивидендов от Сбербанка в пользу ЦБ РФ, является анахронизмом нерыночной экономики и способом легальной коррупции.

Ориентировочный доход от акций Сбербанка, полученный ЦБ РФ за год, составляет 400 млрд рублей. Это более чем в 10 раз больше, чем инвестиции в Фонд промышленности. При этом, ЦБ РФ, не являясь государственным учреждением, получает доход от использования государственной собственности.

В условиях монополизации денежной эмиссии и властных полномочий в банковской деятельности, передачи ЦБ функций по регулированию рынка ценных бумаг, в лице ЦБ РФ – негосударственной организации, извлекающей прибыль от своей деятельности, в лице ЦБ РФ создана супермонополия на рынке капитала, исключающая конкуренцию на банковском рынке, что ведёт не только к разорению большинства банков и финансовых организаций, но и к удорожанию банковских услуг. Это является одной из причин чрезвычайно высоких процентов на рынке капитала.

8. Закон о ЦБ РФ разрешает Банку России получать прибыль от своей деятельности, хотя и оговаривает, что это не является его целью.

Такая формулировка предоставляет возможность ЦБ РФ извлекать коммерческую выгоду из своего положения законодателя, регулятора банковской деятельности, контролёра и надзорного ведомства, а также эмиссионного центра и владельца контрольного пакета крупнейшего банка страны.

ЦБ РФ самостоятельно распоряжается прибылью, оставляемой в его распоряжении. Даже если это часть из всей полученной прибыли ЦБ, прибыль, остающаяся в распоряжении ЦБ РФ и его руководства составляет огромные суммы в силу масштаба деятельности ЦБ. При этом ЦБ не вкладывает никаких собственных средств, а при осуществлении своей деятельности использует меры государственного принуждения, эксплуатирует федеральную собственность и имущество (например, акции Сбербанка), находящиеся у него в управлении на непонятных основаниях. Следует отметить, что правила бухгалтерского учёта в ЦБ разрабатывает сам ЦБ и это позволяет ему бесконтрольно увеличивать расходы на осуществление своей деятельности, и почти бесконтрольно — на выплаты денежных средств и социальные льготы сотрудникам.

9. В силу ст.5 ФЗ «О ЦБ РФ», ЦБ подконтролен Государственной Думе.

Однако эта норма является больше декларативной, поскольку отсутствует эффективный механизм контроля за деятельностью Банка России. Подконтрольность Государственной Думе сводится к ежегодным отчётам, утверждаемым Думой и парламентским слушаниям. Однако на пленарных заседаниях Думы практически невозможно глубоко вникнуть в деятельность банка.

Изучение деятельности Банка России основывается на аудиторских заключениях, которые готовятся аудиторскими фирмами, приглашаемыми самим банком. Проверка деятельности ЦБ происходит по правилам бухгалтерского учёта, разработанным и утверждённым самим ЦБ.
В Национальный банковский совет входят, в основном, люди, связанные с банковской или финансовой деятельностью, а значит, зависимые от ЦБ.
Президент представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ, однако это не контроль деятельности ЦБ, а выбор профессионального кандидата. Президент в силу совей занятости не имеет возможности осуществлять контроль даже за основными направлениями деятельности ЦБ и может принимать решения по ключевым вопросам стратегии лишь на основе докладов председателя ЦБ. Правительство и федеральные ведомства, включая Минфин, Казначейство и Минюст, не вправе проверять и контролировать деятельность ЦБ.
ЦБ РФ выведен из-под контроля обычных надзорных, контрольных и правоохранительных органов: прокуратуры, МВД. Даже проверки Счётной палаты возможны в строго ограниченных случаях по решению ГД РФ на основе предложения Национального банковского совета. Всё это противоречит принципам разделения властей, верховенства права и власти народа.

10. Существующий правовой статус Банка России и потребности прорывного развития страны.

Существующий правовой статус Банка России внутренне противоречив, не соответствует Конституции РФ и принципам российского права (суверенитет народа, верховенство закона, разделение властей, а также отраслевым принципам российского права: равенство участников гражданского оборота, исключение конфликта интересов и противодействия коррупции, независимость и взаимный контроль ветвей власти, равного признания и защиты всех видов собственности, недопустимости использования государственной собственности без соответствующих правовых оснований и других). Правовой и фактический статус ЦБ РФ не соответствует статусу и практике национальных банков других государств мира с развитой рыночной экономикой. При существующем статусе ЦБ РФ невозможно обеспечить прорывное развитие экономики России и социальные гарантии её граждан.

Выводы:

1. ЦБ РФ юридически не является органом государственной власти или управления, однако издаёт общеобязательные нормы, затрагивающие права и обязанности граждан, коммерческих и некоммерческих организаций и государственных органов.

2. ЦБ РФ занимается коммерческой деятельностью, извлекает и использует на свои нужды гигантскую прибыль с помощью своего положения мегарегулятора и монополиста, используя возможности государственного принуждения и своего положения как контрольно-надзорного органа.

3. В целях извлечения прибыли ЦБ РФ использует государственное федеральное имущество.

4. Имуществом ЦБ РФ не был наделён в установленном законом порядке. Имущество ЦБ РФ должно быть учтено в Казне РФ как государственная федеральная собственность.

5. ЦБ РФ сам себе устанавливает правила деятельности и бухгалтерского учёта.

6. ЦБ РФ выведен из-под надзора и контроля органов власти, управления и контроля РФ.

7. Цели и задачи ЦБ РФ значительно ниже, чем цели и задачи центральных банков других стран.

8. Подход к национальной валюте РФ как к «билету Банка России» — то есть как к обязательству негосударственного института, управляющего золотовалютным запасом РФ, снижает реальную ценность национальной валюты и делает её волатильной.

Рекомендации:

Изменить формулировки ст. 75 Конституции РФ и соответствующие формулировки закона о ЦБ.  Банк России является органом исполнительной власти, осуществляющим свои полномочия в области регулирования банковской и финансовой деятельности в соответствии с федеральным законодательством. Банк России действует в рамках своих полномочий независимо от других органов исполнительной власти.

1. Наделить Банк России обособленным имуществом и привести его гражданско-правовой статус в соответствии с общими нормами.

2. Установить полномочия и ограничения для Банка России по распоряжению государственной федеральной собственностью.

3. Передать управление государственным пакетом акций Сбербанка Правительству – в соответствии с Конституцией РФ. Прибыль от деятельности Сбербанка направлять в бюджет РФ.

4. Банк России должен являться государственным бюджетным учреждением, действовать на основании устава и в рамках утверждённого Государственной думой бюджета. Прибыль от деятельности ЦБ РФ должна полностью передаваться в бюджет РФ. Поощрение сотрудников ЦБ РФ и их социальное обеспечение должно осуществляться на тех же принципах и условиях, как и работников министерств и ведомств. На работников Банка России должны распространяться все нормы и ограничения, предусмотренные для государственных служащих.

5. Законодательство, определяющее принципы деятельности ЦБ РФ, правила бухгалтерского учёта, отраслевые стандарты банковской деятельности должны приниматься в виде федеральных законов ГД РФ.

6. Нормы, устанавливающие основные правила банковской и финансовой деятельности, взаимоотношения банков и их клиентов, все общеобязательные нормы должны приниматься в виде федеральных законов. Федеральным законом должны быть более строго регламентированы полномочия ЦБ в области нормотворчества как органа исполнительной власти. Все нормативные документы ЦБ РФ должны регистрироваться и публиковаться в установленном законом порядке.

7. Необходимо выделить из подведомственности Банку России вопросы регулирования рынка ценных бумаг и передать и специально уполномоченному государственному органу, как это существует в других странах и как было в нашей стране.

8. ЦБ РФ должен быть подконтролен Счётной палате и прокуратуре, другим надзорным и контрольным ведомствам.

9. Лишение лицензий на право занятия банковской или финансовой деятельностью должно происходить в судебном порядке. Порядок воздействия на нарушителей банковского и финансового законодательства должен быть определён федеральными законами.

10. Основные задачи Банка России, изложенные в Конституции РФ и в законе о ЦБ РФ должны быть дополнены задачами создания благоприятных условий для развития отечественной экономики и предпринимательства, развития конкуренции в банковском и финансовом секторе, создания условий для обеспечения доступности кредитных ресурсов для граждан и предпринимателей.

11. Национальная валюта как денежный инструмент, эмитируемый национальным банком, должна быть обеспечена ВСЕМИ имуществами государства (земли, недвижимость, недра, воды, акции, золотовалютные запасы, произведения культуры и искусства, промышленной и иной интеллектуальной собственностью), а не только золотовалютными запасами ЦБ РФ.