Империи и союзы — как управлять территориями?
В постоянном представительстве Союзного государства России и Республики Беларусь состоялось заседание Столыпинского клуба на тему: «Империи и союзы — формы взаимодействия и управления в современном мире».
Тема империй и империализма в настоящее время мало исследуется, зато является предметом политических спекуляций. Настала пора поставить вопрос о формах организации межгосударственных взаимоотношений и направлениях их эволюции.
Президент клуба Евгений Тарло предложил совершить исторический экскурс. Империя, от латинского imperium — власть, это сложное по форме устройства государство, состоящее из метрополии — центральной части государства и зависимых территорий, подчинённых центральной власти. Самая долгоживущая империя в мире – Китай. На втором месте Византия. Классическая Западная Римская империя просуществовала меньше, чем Испанская и Османская империи.
Российская империя была провозглашена Петром I в 1721 году, однако по всем фактическим признакам, государство Российское стало империей уже во время правления Иоанна Грозного. Российская империя – третья по площади после империи Чингисхана и Британской. Просуществовала она в разных политических формах примерно на полвека меньше, чем Западная Римская – с 1552 (взятие Казани) до 1992 года.
Все исторические империи сильно отличались друг от друга по своей организации и способам контроля над территориями. В классическом Риме подданные делились на римлян и провинциальных подданных. Провинциями управляли римские проконсулы. Первоначально провинции только облагались налогами, затем стали получать и субсидии от Рима. Наследственные династии в Риме не прижились. Императорами становились не только римляне, но и выходцы из провинции, поддержанные армией. Наконец, пуниец Каракалла даровал римское гражданство всем жителям провинций. Рим стремился унифицировать территории на основе общей централизованной бюрократии и внедрения единой системы права. Однако это не спасло его от постепенной деградации, распада и захвата соседними новыми королевствами.
Несколько государств считало себя наследниками Римской империи. Прямым её продолжением на востоке являлась Византийская империя. На западе после падения Римской империи на её территории возникло множество более мелких государств. Королю франков удалось покорить большую часть территорий Западной Римской империи, и в 800 году Карл Великий был коронован «императором римлян». Это государство просуществовало до 887 года, пока не было разделено на три части. А в 962 году правитель Восточно-Франкского королевства Оттон I Великий был провозглашен императором Священной Римской империи, которая просуществовала в различных формах до 1806 года.
Обе французские империи (Наполеона I и Наполеона III) называли себя наследниками Рима. В Московском государстве во времена правления Ивана III зарождается теория «Москва — Третий Рим».
В ХХ веке на восстановление Римской империи претендовал Муссолини. Наследниками Священной Римской империи провозгласили себя германские империи О. Бисмарка и А. Гитлера, соответственно, «второй» и «третий» рейх после Священной Римской империи.
В Римской империи родилась идея универсальной всемирной империи – общего царства всех людей, которая была оставлена вплоть до ХХ века. Претендентами на универсальное мироустройство стали Советский Союз, США и, наконец, Евросоюз. Противоборство СССР и США помогает уничтожить империи, пережившие разрушительные для них Первую и Вторую мировые войны. И СССР и США помогают образоваться новым постколониальным государствам и стремятся вовлечь их каждый в свою орбиту. Наконец, в 1992 году СССР фактически покидает сцену глобального соперничества в одностороннем порядке. США незамедлительно приписывают распад СССР себе, трактуя его как свою «победу в холодной войне».
Вплоть до начала 90-х, идея империи считалась в США неполиткорректной. Империалистические побуждения приписывались Советскому Союзу. В конце 80-х – начале 90-х происходит идейная реабилитация империализма и империй. Большую роль в этом сыграли голливудские блокбастеры.
Исчезновение конкурента Америка воспринимает как возможность стать глобальным гегемоном. Первое, что они делают – политически захватывают Европу, устраняют своего самого главного конкурента в западном мире. Для этого устраивается показательное уничтожение Югославии — недораспавшегося остатка Австро-Венгрии, той самой Священной Римской империи. Уничтожаются сильные европейские валюты введением неполноценной из-за требования консенсуса общей валюты – евро. Продавливается членство в Европейском союзе бывших сателлитов СССР для уравновешивания опасных для США объединившейся Германии и фрондирующей Франции. Затем навязывается продвижение Евросоюза на восток, при этом «забыв» о давно стоящей в предбаннике Европы Турции, и расширение НАТО.
Штаты не скрывают своего намерения стать не только верховным арбитром – в качестве арбитра они уже продемонстрировали свою крайнюю коррумпированность на примере Ирака, Афганистана, Украины и др., но и прямым хозяином – «лидером» мира, единолично определяющим что хорошо и что плохо, кому жить, а кому умереть. Названы и главные препятствия на этом пути – Россия, Китай, Иран – старые бывшие империи. Продолжается тщательный контроль Германии и Франции, чтобы предотвратить из возрождение в качестве мировых держав. Практически уничтожена как политическое явление Япония.
Итак, Америка на пути к превращению западной империи в глобальную. Возникнет ли третий, американский, Рим или новую западную империю постигнет судьба их исторических предшественников?
Игорь Лавровский, эксперт Столыпинского клуба — конструктивный ответ на западный глобальный вызов может быть только асимметричным и только новым. Нужна новая реальность, а не заранее обречённые попытки переиграть уже сыгранные битвы.
Сильной стороной России является отказ от подчинения глобалистскому центру и признание законности аналогичных отказов других стран. То есть, российская позиция по сути должна быть не имперской, а антиимперской — продвижение свободного союза суверенных государств, а не включение ныне более или менее суверенных стран в имперские образования. Прототипом такого рода союзов являются, во-первых, ООН — роль которой США уже давно пытаются минимизировать, во-вторых, новые союзы — ШОС, БРИКС, ЕврАзЭС. России есть смысл вкладываться в суверенность соседей при гарантии сохранения их суверенности. Например, размещать ЗВР в валютах стран-соседей, поддерживать взаимные прямые инвестиции, поощрять культурный обмен.
У нас есть преимущество, которое часто выступает как недостаток. В отличие от англосаксов, мы не пытаемся навязать всем свои стереотипы и штампы, а проявляем большой интерес к другим странам и цивилизациям. Этот, по сути, интегралистский подход более современен и адекватен будущему, чем окуклившийся западный «глобализм».
Другие выступления участников будут опубликованы после расшифровки видеозаписей.