Наши предложения по стратегии

Предложения Столыпинского клуба к Общенациональному плану действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике

Оживления мировой экономики денежными вливаниями, к которому привыкли развитые страны, возможно, не получится. Можно ожидать усиления инфляции в условиях продолжающегося сокращения мировой торговли и туризма. Низкий спрос на сырье в условиях продолжающейся рецессии создаст плохую конъюнктуру для значительной части российского экспорта и для внешней торговли вообще, т.к. соотношение цен изменится в пользу готовой продукции, а не сырья. Поэтому для России привычная схема обмена экспорта сырья на экономический рост также не сработает и потребуются давно назревшие изменения в экономической и финансовой политике.

ОПОРА НА ВНУТРЕННИЙ РЫНОК ПЛЮС ИНТЕГРАЦИЯ
С СОСЕДНИМИ СТРАНАМИ
Низкий спрос на сырье на мировом рынке снизит издержки производства и транспорта для внутреннего рынка. Кризис создает возможность изменить характер экономического развития страны. Дешевое сырье плюс много безработных – это мощный инвестиционный ресурс.

Срочно отказаться от набившего оскомину примитивного мифа о «решающей роли рынка». Рынок нигде в развитых странах не играет решающей роли. Государственное планирование должно вести за собой рынок, а не ждать, когда рынок «расставит все по местам». Это особенно актуально для России, где существует огромная неравномерность уровней развития инфраструктуры и уровней жизни по гигантской территории. Рынок не сокращает эту неравномерность, а наоборот, делает богатые регионы еще богаче, приводя к огромным миграционным перекосам, и фиксирует бедность менее развитых регионов, стимулируя отток населения оттуда. Все примеры успешного территориального развития постсоветской России были связаны с государственными программами, а не с рыночной инициативой – это Сочи, Владивосток, московская инфраструктура, модернизация Санкт-Петербурга и т.д. Единственно возможный вывод из этого – государственные программы – главный двигатель территориального развития.

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО СТАНДАРТА
Нужна новая основа национального планирования и новая цель экономической деятельности страны – выравнивание уровней экономического развития регионов, чтобы обеспечить стандартный уровень предоставления социальных услуг любому гражданину России, где бы он ни находился. Отсюда вытекают хорошо просчитываемые количественные и качественные ориентиры планирования. Старая советская система планирования была построена на планировании производства. Сейчас это не нужно, не актуально и потеряло экономический и практический смысл. Корпорации справляются с этим лучше, чем отделы Госплана. Государство должно планировать, то, что реально может и должно планировать — измеримые показатели качества жизни и уровней потребления по территории страны. Государство должно быть квалифицированным заказчиком, а не исполнителем.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
В советской экономике царил культ экономии на издержках -гигантские производства «на всю страну». Не надо воспроизводить эту отжившую модель. В каждом регионе должен быть реализован ориентир по соотношению долей местного производства, национальных и международных производителей. При этом национальные и международные производители должны быть максимально локализованы, так как это экономически и экологически предпочтительно. Нужно стремиться не к минимизации издержек на единицу продукции, а к социально благоприятной структуре занятости и снижению нагрузки на окружающую среду.

НОВЫЙ МАЛЫЙ БИЗНЕС
Российский бизнес возник в 1990-х годах из бывшей теневой экономики и челночной торговли. Пандемия показала, что малый и средний бизнес весьма уязвимы к изменению экономической ситуации, не имеют резервов, склонны к отказу от социальных обязательств и в то же время возлагают надежды на свое спасение не на свои деловые качества, а на государство, с которым постоянно находятся в натянутых отношениях. Представляется, что нужно начать строить новый малый и средний бизнес, гораздо лучше интегрированный с корпоративным сектором и государством. Поставщиком кадров для нового малого бизнеса могут стать государственные структуры – например, люди, увольняемые из состава вооруженных сил, и выходцы из крупных корпораций. Много говорилось о национализации офшорной корпоративной элиты, но мелкий частный бизнес тоже должен стать вполне национальным. Добиться быстрого восстановления и роста сектора МСП на высокой технологической базе можно его корпоративизацией через развитие франшиз и поощрения спроса на его продукцию со стороны корпоративного и госсектора. В потребительском секторе необходимо регулирование МСП с целью формирования оптимального уровня конкуренции, когда есть выбор поставщика, но каждый из них имеет достаточную долю рынка для поддержания и развития своей деятельности.

ТУРИЗМ – КАК ДВИГАТЕЛЬ ЭКОНОМИКИ
Введение более жестких эпидемиологически-санитарных требований при пересечении государственных границ уже нанесло и неизбежно нанесет еще более сокрушительный удар по международному туризму. Возникает неудовлетворенный спрос в размере 3-4 триллиона рублей в год. И одновременно появляется уникальный шанс для развития внутреннего туризма. Необходимо ударное возведение объектов курортно-рекреационной инфраструктуры для максимально быстрого насыщения этого спроса. Россия обладает великолепными возможностями для внутреннего туризма, которые недоиспользовались из-за хронического недофинансирования и демпинга со стороны иностранных конкурентов. Помимо очевидного объекта – Черноморского побережья, есть недоразвитые и неразвитые побережья Азовского и Каспийского морей. Есть древнейшие объекты исторического туризма в Центральной и Северной России, на Северном Кавказе, великолепные возможности в зоне Минеральных вод, на Алтае, на Дальнем Востоке и в других местах. Целесообразно государственно-частное инвестирование с участием крупных гостиничных и туристических сетей.

БУФЕР БЛАГОПОЛУЧИЯ
Экономические провалы бывших советских республик создают экономическую и политическую угрозу для России. Грузия, Украина, Армения, Молдова, хронически плохие отношения с Прибалтикой, нарастающие проблемы в отношениях с Беларусью, недоразвитые отношения со странами Средней Азии лишают Россию потенциально емких рынков, создают политическую напряженность и открывают окна возможностей для врагов и конкурентов. Россия должна окружить себя БУФЕРОМ БЛАГОПОЛУЧИЯ – для этого нужна программа, сопоставимая по масштабам с Планом Маршалла и с китайской концепцией «Один пояс – один путь», подкрепленная политическими мерами и гарантированная военной мощью.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЛАНОВ
Отказаться от идеологии меняльной лавки, когда поступление ликвидности в экономику непропорционально зависит от поступления иностранной валюты. Главной ценностью России является Россия. Капитализация страны зависит от уровня ее экономического освоения. Это означает, что главным залогом в экономике должны быть не иностранные валюты, а российская земля и российская недвижимость. Начиная освоение территории, государство может за счет государственных инвестиций и гарантий повышать их капитализацию, заканчивая цикл приватизацией вновь созданного капитала. Это создаст долгосрочный и сверхдолгосрочный поток ликвидности, который намного превзойдет по своим масштабам нынешний высокорисковый непрозрачный валютообменный бизнес Центробанка. Разворот энергетических корпораций с внешнего рынка, где прибыльность резко снизилась, на газификацию и электрификацию российской территории, на строительство общенациональных и региональных коммуникаций транспорта и связи создаст основу для новой волны государственного, институционального и частного инвестирования в российскую социальную, туристическую и производственную инфраструктуру.

МЕНЕДЖМЕНТ КАТАСТРОФ
Пандемия – не первая и не последняя крупная катастрофа. Экологический ущерб, наносимый человечеством, не имеет никаких шансов остаться безнаказанным. Климат будет меняться, экономики и сообщества исчезать, будут вводиться карантинные, миграционные и другие ограничения. Это означает, что должна обособиться отдельная отрасль – МЕНЕДЖМЕНТ КАТАСТРОФ. Россия уже прошла значительную часть пути в этом направлении. Российские возможности реагирования доказали, что они, по крайней мере, не уступают возможностям многих других стран. Мы можем быть лучшими и добиться высокого уровня глобальной конкурентоспособности в этой области.